Группы здоровья детей для занятий физкультурой



ЛЕКЦИЯ XIV. Построение предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Цель взрослого - помогать формированию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психической защищенности доверия ребенка к миру, эйфории существования; формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности. Личностно-ориентированный метод сотрудничества это представление ребенку свободы, независимости, громадного поля для независимых действий, общения на равных. В этом аспекте особенное место внимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).

Проведенные научные изучения С.Л. Новоселовой продемонстрировали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок делается талантливее, в случае если имеет возможность неизменно совершенствовать методы своих действий в социо-предметной среде. C.JI. Новоселова дает следующее определение: предметно-развивающая среда это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического вида. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (см. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Советы по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М. 1995). В данном пособии раскрыты психологические и педагогические базы построения развивающей предметной среды детства.

Психологические базы основываются на деятелъностно-возрастном системном подходе и опираются на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. Опираясь на работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина и др. С.Л. Новоселова выдвинула положение о том, что деятельность в своем развитии неизменно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Деятельность сооружает психику. Бездействие, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к депривации (лишению) личности, ограничению ее возможностей. Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, снабжающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка. Предметный мир детства это среда развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания классических и новых, необыкновенных компонентов, что снабжает преемственность развития деятельности от несложных ее форм к более сложным. В изучении С.Л. Новоселовой выяснены психологические требования к построению развивающей среды: - среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности; нужно обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; базовые компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и мнкропространством деятельности детей и взрослых; содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих свойств на базе амплификации (обогащения) предметной базы развития конкретных видов деятельности; среда обязана учитывать возрастные особенности детей детского сада. Согласно точки зрения С.Л. Новоселовой, предметная среда включает ряд базовых компонентов, нужных для физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природная среда и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, студия дизайна, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Данные оазисные компоненты снабжают разнообразие детской деятельности по интересам, что формирует возможность не только коллективной, но и личной деятельности (среда уединения). Социализирующую роль среды отмечает в своей концепции социального развития С.А. Козлова Социальный портрет окружения (библиотека, школа, кинотеатр и др.) снабжает условие социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста. //Теоретические неприятности воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. Трудов,- М. 2001 либо С.А. Козлова Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. 1998.

Наиболее значимым психологическим требованием есть учет изюминок развития видов деятельности. Нужно не забывать, что любая ведущая деятельность появляется в жизни ребенка перед тем, как она станет ведущей. Подбор предметов, пособий должен содействовать формированию новых видов деятельности. Предметная среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда обязана являться средством реализации творческих догадок. Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым в данной среде. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям. Ребенок и взрослый действуют совместно и им должно быть комфортно в их предметной среде, функциональный комфорт предметной среды снабжает их психофизическое благополучие.

В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

- комфортность и безопасность обстановки, исполнение санитарно-гигиенических норм:

Группы здоровья детей для занятий физкультурой

- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное размещение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение независимой личной деятельности;

- обеспечение возможности для изучения, поисковой деятельности, экспериментирования:

- доступное размещение предметов и пособий в соответствии с

- создание условий для трансформации, дизайна внешней среды. (См. Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб.Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Подготавливаемся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб. Детство-ПРЕСС, 2000.

Группы здоровья детей для занятий физкультурой

На базе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены правила построения развивающей среды в детсадах:

- принцип дистанции, позиции при сотрудничестве;

- принцип активности, самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности динамичности;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип эмоциогенности среды, личной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости закрытости;

- принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим коротко любой, из этих правил подробнее (материал заимствован из книги Построение развивающей среды в дошкольном учреждении).

Одно из условий среды, которое делает такое общение более, легко осуществимым это разновысокая мебель. Ее высота должна быть таковой, дабы не только взрослый гладко имел возможность спуститься, приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок имел возможность встать до позиции взрослого, а время от времени и взглянуть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, а также подковообразной формы и соответствующие стулья, каковые разрешают взрослому, вольно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Чтобы позиции взрослых и детей возможно было варьировать в зависимости от их жажд и занятий, высота мебели в детском саду обязана легко изменяться.



2. Принцип активности. В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в ходе лнчностно-развивающего сотрудничества взрослого и ребенка творцами своей личности и своего здорового тела.

Если сравнивать с простой домашней обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей происхождение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, чувств и эмоций. Так, к примеру, на стенах смогут быть развешены рамки (паспарту) на доступной для детей высоте, в каковые смогут быть легко вставлены разные репродукции либо картинки, и тогда ребенок может поменять оформление стен в зависимости от своего настроения либо новых эстетических вкусов. Звуковой дизайн может употребляться в детских играх как деятельный фон и дополнение.

В игровом пространстве должны быть созданы настоящие условия для воссоздания ребенком взрослых форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в ходе настоящей и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. При проектировании игровой детской среды нужно учитывать тот факт, что выяснить для ребенка его жизненную среду нереально. Это только одна из утопий, характерных для дизайнеров, живописцев, педагогов. Практически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил.

Ребенок не пребывает в среде, а преодолевает ее, перерастает ее, неизменно изменяется, делается другим в каждую следующую минуту. А следовательно, изменяется для него и его окружение. Чтобы оно все же оставаясь приемлемым для ребенка, эргономичным, нужно дать ему возможность поменять внешнюю среду, снова и снова созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Группы здоровья детей для занятий физкультурой

В цветовом и объёмно-пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.

Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они снабжаю! ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и одновременно с этим не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.

Группы здоровья детей для занятий физкультурой

Возможно поменять фоны и изменять обстановку до неузнаваемости, к примеру, в комнате, содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки (чудесные, корабельные, марсианские и т.п.), кольца, имитирующие цветок либо какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные верёвки (хобот слона, а сам слон возможно нарисован на стене, таинственные растения и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса вычислены и на взрослого и смогут преобразовываться самыми различными методами. Комната, по желанию играющих, возможно преобразована в театр, кинотеатр, выставочный зал, галерею, стадион и т.д.

Возможность трансформации пространства, а также делаемой детьми (что особенно принципиально важно), возможно реализована посредством применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

Так, в элементах среды, в самом ее характере, чутком к разного рода переменам, каковые мотивированы внутренними и внешними людскими побуждениями, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных вещей, каковые лишь и смогут составлять общее понятие Наш дом. Любимые вещи не смогут быть списаны и складированы, они смогут быть или сохранены, или преобразованы, или даны. Так, одна из возможностей передача любимых вещей в личный дом детям по окончании 18 лет. Именно поэтому сохранятся и вещественные связи с детством.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. При рассмотрении этого принципа направляться учитывать, что он не только близко примыкает к прошлому принципу стабильности-динамичности, но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.

Жизненное пространство должно быть таким, дабы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это разрешит детям в соответствии со своими интересами и жаждами вольно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.

Для реализации данного принципа нужна изменение помещений, которая возможно обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом замысле воображают шкафные перегородки, в то время, когда посредством перестановки мебели возможно поменять площадь, пропорции и планировку помещений, размещение проемов, ниш, перегородок.

Группы здоровья детей для занятий физкультурой

5. Принцип эмоциогенности среды, личной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Одна из задач организации среды возможно сформулирована следующим образом: чтобы выяснить структуру оптимальной внешней среды, в которой может развиваться и комфортно себя ощущать здоровый и гармонический человек, нужно провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Среда должна быть организована так, дабы она побуждает детей взаимодействовать с ее разными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и изменяющиеся впечатления. Наряду с этим нужно учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Среда обязана учитывать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. Одновременно с этим окружающая обстановка должна иметь свойства и гасить, тормозить двигательную активность детей, в то время, когда это нужно.

Одновременно с этим существуют наблюдения, показывающие, что на увеличение активности людей, находящихся неизменно в одном помещении, воздействует не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового решения. К стимулирующему материалу возможно отнести кроме этого и игровое оборудование.

Для личной комфортности ребенка нужно так организовать пространство, дабы, к примеру, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. Разумеется, ребенку необходимо дать возможность напереться изнутри: взрослый же при необходимости -имеет возможность открыть кабину.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с элементарных кирпичиков, необычного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами.

7. Принцип открытости-закрытости. Новый проект среды должен иметь темперамент открытой, не замкнутой системы, способной к трансформации, корректировке и, самое основное, формированию. В противном случае говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

8. Принцип учета половых и возрастных различии детей. Построение игровой среды с учетом половых различий как предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Группы здоровья детей для занятий физкультурой

Принцип открытости применительно к возрасту свидетельствует, что по мере взросления ребенка изменение окружающего требует все более целенаправленных действий, связанных с планированием и преодолением препятствий: у малышей связь между изменениями среды и собственной активностью более яркая.

Предоставляется вероятным создать такую среду (на уровне архитектурных, дизайнерских и т.п. решений), в то время, когда грезы и фантазии ребенка внезапно осуществляются, прекращая быть для него условностью. К примеру, рисунок преобразовывается в настоящую потайную дверь, ведущую куда-то в потайную комнату, мерцающую огнями либо потайные переходы, связывающие разные помещения здания, что разрешает нежданно исчезать и столь же нежданно появляться; либо в один раз открыв шторку, закрывающую часть стенки, с изображением золотой рыбки, ребенок внезапно обнаруживает замаскированный аквариум, где вправду плавает золотая рыбка.

Конкретная реализация правил построения среды предполагает ее моделирование.

Моделирование представляет собой мыслительный процесс создания (воссоздания) аналога (модели) предметно-развивающей среды. При моделировании за базу берутся научные положения исследователей, учет базовых компонентов, параметры построения: пространство; время; предметное окружение; социальное окружение (социальный портрет окружения) (С.А. Козлова).

Построение пространства предполагает учет следующих изюминок: многофункциональность всех базовых компонентов; изрезанность пространства, лабиринтность размещения мебели; гибкость, мобильность обстановки; пространство сочетает в себе целое из частей (центров, лабораторий, кабинетов и т.п.).

Время наиболее значимый параметр моделирования среды. Для этого параметра характерно: строгая временная последовательность различных видов жизнедеятельности; оптимальное сочетание трех блоков образовательного процесса (занятия, совместная деятельность, независимая деятельность); достаточное время для общения в разных схемах: Я Я, Я воспитатель, Я другие. Я все дети и т.д.

Предметное окружение включает следующие характеристики: соответствие программе: предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира; предметы должны нести данные и стимулировать поиск.

Социокультурное окружение как параметр моделирования среды позволяет внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Так, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса (которая определяется образовательной программой) и продуманностью технологии применения предметно-развивающей среды.

Технология включает: активную, преобразовательно-творческую роль воспитателя в создании среды; включение детей в создание и украшение среды; обучение детей навыкам проектирования среды (см. программу Истоки. М. 2003, раздел Изобразительное искусство и детский дизайн С. 224-229); обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.

Так, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель сотрудничества между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, конечно фундаментальным правилам проектно-дизайнерского и культуры.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое предметно-развивающая среда?

2. Каковы основные психологические базы построения предметно-развивающей среды?

3. Каковы основные педагогические базы построения предметно-развивающей среды?

4. Раскройте значение и содержание правил построения предметно развивающей среды.

5. Каковы параметры построения предметно-развивающей среды?

6. В чем сущность технологии построения предметно-развивающей среды?

Статьи по теме