Моделирование для детей



Познание дошкольниками окружающего мира воображает
собой процесс обработки и упорядочивания информации разной модальности.
Ж.Пиаже

Сейчас эксперты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения неспециализированного и речевого развития. Обстоятельствами этого роста являются:

  • неспециализированная соматическая ослабленность детей;
  • педагогическая отсутствие компетенции своих родителей;
  • повышение нарушений перинатального развития детей;
  • эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.
Моделирование для детей

И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что мешает действенной коррекции всей речевой деятельности:

Моделирование для детей

– ограниченный количество зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания ведет к трудностям в исполнении заданий на базе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций приводят к в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Работая по выбранной теме, мы руководствовались следующей идеей. свойство запоминать зависит прежде всего не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают фактически неосуществимым произвольное запоминание – мозг не хранит данные в привычном смысле слова, он способен сохранять лишь внутренние связи между объектами.

Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. применение знаков, пиктограмм, помощников, схем облегчает запоминание и увеличивает количество памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования применяют естественные механизмы памяти мозга и разрешают всецело контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в будущем могут сами развивать обращение в ходе общения и обучения.

Так, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Особое обучение должно осуществляться посредством комплексной программы логопедического действия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.

В настоящее время существуют разные приемы и способы развития речемыслительной деятельности детей. Мы желаем поделиться с сотрудниками действенными приемами работы на базе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей количество памяти методом образования неестественных ассоциаций.

Реализуя данную технологию, мы поставили перед собой следующие задачи:

– оказать помощь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную обращение;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать небольшую моторику у детей.

Мы желаем вам предложить практический материал по наглядному моделированию, в базу которого положена сказка В.Сутеева Под грибом. Мысль создания этого материала появилась в ходе работы над темой Технологии наглядного моделирования и знакомства с серией книг Н.Гурьевой Обучаемся по сказке. Текст сказки употребляется при изучении разных тематических разделов: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, математики и логики, экологии, развитие небольшой и общей моторики.

На различных возрастных этапах и в зависимости от личных свойств детей употребляются разные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, помощники, мнемотаблицы.



Один из приемов работы – применение пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и смогут употребляться в следующих качествах:

– как средство временного общения, в то время, когда ребенок пока не говорит, но в возможности может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного сказать и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

Так, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие символ (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка независимых действий с пиктограммами – независимая ориентировка в системе знаков.

Игры с применением пиктограмм по сказке Под грибом В.Сутеева.

В игру входят пиктограммы с изображением:

слов-предметов: гриб, ливень, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, продемонстрируй;

слов-показателей: большой, мелкий, грустный, радостный;

знаков-предлогов:. под, за, над, на, около, к;

Картины с реалистичными изображениями героев.

1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.

  • В центре картина с изображением героя сказки.
    Задание. соотнести пиктограмму и картину.
  • В центре пиктограмма Продемонстрируй.
    Задание. выбрать и продемонстрировать лишь ту пиктограмму, которую назвал взрослый.
  • В центре одна из пиктограмм – действий.
    Задание. назвать и продемонстрировать кто (что) идет (ливень, лиса);
    кто прыгает, и т.д.;
  • Аналогичные задания со словами – показателями.
Моделирование для детей

Количество пиктограмм, их размещение, задания определяются по желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.

2. Составить из пиктограмм несколько.

  • Взрослый предлагает отыскать две пиктограммы по предложению:
    Солнце светит либо Бабочка летает либо Радостная лягушка…
  • Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок образовывает предложение.

3. Исправить ошибку.

  • Взрослый предлагает две пиктограммы воробей и ползает.
    Ребенку предлагается исправить ошибку и сказать верное предложение.

4. Составить из пиктограмм сказанную фразу.

  • На грибе лягушка, К грибу ползет муравей, Над грибом летает бабочка и т.д.

Придумывайте новые варианты игр. Творческих удач!

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве помощников комфортно применять бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – или различии между персонажами.

На первых занятиях число помощников должно совпадать с числом персонажей, позже возможно ввести лишние кружки либо квадраты, дабы ребенок имел возможность выбрать необходимые.

Разыгрывание посредством помощников лучше затевать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы привычных героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Мы предлагаем вам свой вариант помощников к сказке Под грибом.

Сначала достаточно, дабы ребенок поднимал соответствующий знак по ходу рассказывания сказки взрослым, после этого возможно переходить к разыгрыванию сказки.

Моделирование для детей

Отработка приема происходит в следствии повторяющихся заданий, содержание которых неспешно расширяется, обогащается новыми связями. В будущем возможно придумывать с детьми и новые сказки, применяя готовые помощники либо разыгрывая бытовые сюжеты.

Данный прием моделирования снабжает единство речевой и интеллектуальной деятельности.

Моделирование для детей

Мнезис в переводе с латинского свидетельствует память. Так, приемы мнемотехн ики призваны уменьшить запоминание и расширить количество памяти методом образования дополнительных ассоциаций.

Особенность приема – использование не изображения предметов, а знаков. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом в работе по формированию связной речи:

– заучивание стихов, тайных, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.

Психологи советуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста применять цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из знаков в образы;
– пересказ либо заучивание текста.

Параметрами усвоения являются: верное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать знаки.

Мы желаем представить вам свой "стаж работы" по сказке при помощи применения мнемотехники.

1. Пересказать сказку.

2. Какие конкретно из знаков подходят воробью, а какие конкретно зайцу?

3. Поведать, чем похожи лиса и заяц?

Статьи по теме