Взаимоотношения детей и родителей



Консультации для своих родителей Учим ребенка общаться

Н.Н. Долгова МДОУ
ЦРР - ДС № 53 Ёлочка г.Тамбов
(из материала для радио-эфира)

Родителям хочется видеть своего ребенка радостным, улыбающимися, могущими общаться с окружающими. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых - оказать помощь ему в этом.

Свойство к общению включает в себя:

Взаимоотношения детей и родителей

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные трансформации психики ребенка) есть конкретно-эмоциональное общение с матерью.

Потом общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности - предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя суть и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Потом развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Параметрами гармоничных взаимоотношений между родителями и ребёнком можно считать:

- создание у ребенка уверенности в том, что его обожают и о нем заботятся;

- признание права на индивидуальность, а также непохожесть на своих родителей;

- сохранение независимости ребенка. Любой человек в праве на секреты.

В возрасте 3-7 лет ведущей есть игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большая часть своих родителей уверены в том, что ребенку необходимы теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как оказать помощь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом окажет помощь игра, к примеру Зеркало (повторение движений другого человека). Зоопарк (подражание зверям) .

Раздельно хотелось бы рассмотреть обычные трудности в общении дошкольника - замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди обстоятельств личностных неприятностей ребенка смогут быть психофизиологические, соматические, наследственные, и неблагополучные отношения в семье.

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все неприятности, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пускай ребенок делает доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но помните поощрить его, в то время, когда он этого заслуживает. Не забывайте, что похвала равно как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пускай он будет фаворитом всех начинаний, вместе с тем продемонстрируйте, что другие смогут быть в чем-то лучше его;

- помните поощрять и других в присутствии ребенка. Выделите преимущества другого и продемонстрируйте, что ваш ребенок может кроме этого достигнуть этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к удачам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был день назад и, быть может, будет завтра) .

Игры, разрешающие распознать самооценку ребенка

ИМЯ - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он желал иметь, либо покинуть свое. Спросите, из-за чего нравится либо нет имя. Это даст дополнительную данные о восприятии и принятии имени ребенком.

Сорви шапку, У нас все возможно и др.

Правила общения с агрессивным ребенком:

- не забывайте, что запрет, физическое наказание и увеличение голоса - самые неэффективные методы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, порвать на небольшие кусочки рисунок того объекта, который приводит к злости. Вы увидите, что в реальности агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек бешенства либо нелестные высказывания о своих приятелях либо сотрудниках, строя замыслы мести;

- пускай ваш ребенок в любой момент времени ощущает, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать либо пожалеть. Пускай он видит, что нужен и серьёзен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

Брыкание - ребенок лежит на спине, ноги вольно раскинуты. Медлительно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Неспешно возрастают сила и скорость брыкание. На любой удар ногой ребенок говорит Нет, увеличивая интенсивность удара.



Кукла Бобо - кукла для выплеска агрессии.

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- сдерживайте рвения ребенка провоцировать ссоры с другими. Нужно обращать внимание на недружелюбные взоры друг на друга либо бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Само собой разумеется, у всех своих родителей бывают моменты, в то время, когда нет времени либо сил контролировать детей. И тогда значительно чаще разражаются бури;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее происхождении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в обстоятельствах ее происхождения;

- по окончании конфликта обговорите с ребенком обстоятельство его происхождения, выясните неправильные действия вашего ребенка, каковые стали причиной конфликту. Постарайтесь отыскать иные возможности методы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке неприятности его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. К примеру, в то время, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами смогут отыскать неспециализированный язык, и наряду с этим они обучаются общаться между собой. В случае если же на протяжении ссор один из них постоянно побеждает, а другой выступает жертвой, направляться прервать такую игру, дабы не допустить формирование робости у побежденного.

Игры: На кого я похож - сравнение себя с животным, цветком, деревом

Спина к спине - игра направлена на развитие умения договориться, наряду с этим принципиально важно видеть собеседника.

Сидящий и стоящий.

- мешает тому, дабы видеться с новыми людьми, заводить друзей и наслаждаться от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить хорошие качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и действенно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости - разрешима, пока ребенок еще мелкий. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем недостатке.

Взаимоотношения детей и родителей

Игры: рисуночная игра Какой я имеется и каким бы я желал быть; Магазин игрушек, Сборщики

Рекомендации родителям замкнутых детей:

Взаимоотношения детей и родителей

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не желает и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, говорите ребенку, что нового и увлекательного вы определили, и какое наслаждение взяли, общаясь с тем либо иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером действенно общающегося человека;

- если вы увидели, что, не обращая внимания на ваши усилия, ребенок делается все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную детскую группу составляют дети с синдромом недостатка внимания и гиперактивностью. Недостаток внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что нужно усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, не сильный контроль побуждений. Обстоятельства происхождения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом недостатка внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему твёрдых правил;

- не давайте ребенку окончательных указаний, избегайте слов нет, запрещено;

- стройте взаимоотношения с ребенком на согласии и доверии;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным методом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, покиньте в комнате одного и т. д. ) ;

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами большое количество раз;

- не настаивайте на том, дабы ребенок в обязательном порядке принес извинения за проступок;

- выслушайте то, что желает сказать ребенок.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организация режима дня и места для занятий:

- установите жёсткий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов на протяжении исполнения ребенком задания;

- избегайте по возможности громадных скоплений людей;

- не забывайте, что переутомление содействует понижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  1. Особая поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за нехорошее поведение.

- не прибегайте к физическому наказанию

- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

- составьте перечень обязанностей ребенка и неспешно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

- воспитывайте в детях навыки управления бешенством и агрессией

- не старайтесь не допустить последствия забывчивости ребенка

Взаимоотношения детей и родителей

- не разрешайте откладывать исполнение заданий на другое время

Не забывайте, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к таковой форме работы.

Для детей с недостатком внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения через тело:

- лишение наслаждения, лакомства, привилегий

Взаимоотношения детей и родителей

- запрет на приятную деятельность, телефонные беседы

- внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Сохраняем надежду, что наши советы окажут помощь семьям в вопросах воспитания детей.

Статьи по теме