Какую роль в становлении личности играет воспитание



Психология личности — это раздел науки, разрешающий осознать сущность людской натуры и индивидуальности. Современная психология не имеет возможности сейчас предложить единого, общепринятого определения личности. Обстоятельство этого кроется в сложности и разнообразии того явления, которое понятием личности. Много разных концепций и догадок о природе и механизмах развития личности объединены в основные теории личности. В зарубежной психологии деятельно развиваются пара теорий личности, важнейшими из которых именуют следующие пять: психодинамическая, феноменологическая, диспозициональная, поведенческая, когнитивная.

Психодинамические теории личности. Ключевые принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую именуют классический психоанализ. Согласно точки зрения Фрейда, главным движущим причиной развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Важнейшими для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Потом Фрейд начал употреблять термин либидо для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая нужна для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, каковые составляют значительную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип наслаждения. Оно ищет удовольствия и избегает боли, пытается к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое воображает систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, и идеалы и наказания, которых человек ожидает, в случае если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, важная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом действительности, пытается удовлетворить жажды Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами смогут приводить к психическим и соматическим болезням.

В отличие от Фрейда К.Г.Юнг разглядывал либидо как творческую жизненную энергию, которая может содействовать постоянному личностному росту. В личности Юнг выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек поймёт. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, и скопления комплексе, воображающих собой связки мыслей и эмоций. Коллективное бессознательное складывается из архаичных, изначальных элементов — архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком.

Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека возможно понимать лишь в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Данный подход исходит из того, что объективная реальность имеется действительность, сознательно принимаемая и трактуемая человеком сейчас времени. Другой ответственный тезис, лежащий в базе данного подхода, содержится в том, что человек может самостоятельно определять свою судьбу, он свободен в принятии решений по поводу своей жизни и одновременно с этим несет полную ответственность за то, что он собой воображает. Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его рвение к самореализации, формированию, совершенствованию.

Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взорах американского психолога К.Роджерса. Он считал, что люди — это позитивные и разумные создания, честно желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, в соответствии с Роджерсу, — тенденция к актуализации, т.е. рвение сохранить и развить себя, максимально распознать лучшие свои качества, заложенные природой.

Диспозициональная теория личности. Данное направление довольно часто именуют теорией линия, поскольку его представители предполагали, что люди владеют некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на разные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и эмоциях Не смотря ни на что, событий и жизненного опыта. Любая личность неповторима, осознать ее возможно через описание ее конкретных линия. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897—1967), Ганса Айзенка (1916—1997) и Раймонда Кэттэлла (1905—1998).

Какую роль в становлении личности играет воспитание

Поведенческие теории личности. Это направление время от времени именуют теориями научения, поскольку его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек купил в жизни, то, чему он обучился. Основным источником развития личности есть среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, в соответствии с которым поведение человека детерминировано внешними событиями и возможно обрисовано посредством формулы: S->R. Согласно точки зрения представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.

Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пробующий осознать, что с ним происходит, и угадать, что с ним случится в будущем. Вследствие этого на поведение человека громадное влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек принимает и интерпретирует мир посредством определенных моделей, каковые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система серьёзных конструктов, т.е. личность — это то, как человек принимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, обычные взаимоотношения вероятны лишь тогда, в то время, когда люди имеют сходные конструкты.

Все вышеперечисленные теории личности пробуют ответить, пожалуй, на самый непростой вопрос современной науки: что такое человек, каковы его сущность и движущие силы его развития и т.д. И любая из них воображает свое видение, свои фрагмент общей картины того сложного и целостного, что называется личностью.

Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее увлекательный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Познание сущности людской субъективности вероятно лишь с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: индивид, личность, индивидуальность. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

Человек как индивид предстает в своих природных, биологических изюминках, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных баз его жизни, его психологии.

Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так именуемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела имеется продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. Одновременно с этим человек как следует отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: Человек— имеется принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека.

Кроме того человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными методами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека пребывает в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. Посредством воли человек может блокировать чувство голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, в случае если это нужно с целью достижения личностно значимых целей. В базе понятия индивид, в соответствии с А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, появляющихся уже на ранних ступенях развития жизни. Индивидом рождаются.

Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее обширно используемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне людской субъективности. Действительность, которая описывается термином личность, проявляется уже в этимологии. Словом личность (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Неспешно понятие личности наполнялось все громадным многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово личность близко слову личина, которое, в соответствии с В.И.Далю, обозначает выполнение чужой роли, притворную наружность, публичное лицо, обращенное к окружающим.

Так, в значении слова личность возможно выделить два основных смысла.

Первый, наиболее очевидный суть — несовпадение собственных черт человека с содержанием роли, которую он выполняет.

Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Вправду, человек в обществе включен во множество разных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, владеет неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Так, один и тот же человек должен вести себя по-различному в различных обстановках, т.е. выступать в различных ролях. Но личность— это как раз то, что разрешает сохранить целостность своего Я. Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к выполнению заданных ролей.

Не обращая внимания на то, что личность есть центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано безграничным и бесспорным. Обобщая многообразие взоров на природу и механизмы личностного развития, возможно выделить кое-какие неспециализированные моменты:
Какую роль в становлении личности играет воспитание

личность — это особенное уровень качества либо черта человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех публичных по своей природе взаимоотношений, в каковые он включается. В случае если индивидом рождаются, то личностью становятся;

личность характеризует человека со стороны его публичных связей и взаимоотношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев именовал личность сверхчувственным образованием, т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особенную действительность, недоступную яркому восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особенный метод существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;

сущность личности содержится в способности человека функционировать вольно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;

личность — это неоднократно и навсегда сформированное уровень качества, а постоянное развитие.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — верховный уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность в один момент фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика людской индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид есть носителем специфически людской биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Какую роль в становлении личности играет воспитание

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании людской личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих свойств.

Классификация природных свойств человека наиболее полно обрисована Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:
Класс возрастно-половых свойств:

возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в ходе становления индивида;

половой диморфизм — основное разделение органических свойств человека на две как следует различные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в разных сферах поведения личности воображает интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, но не определяет его конкретно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации;

Лично-типические свойства индивида:

конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств воображает итог сотрудничества свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

Верховный уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но неизменно изменяющаяся под влиянием социальной истории . По мере Развертывания самих онтогенетических стадий улучшается фактор личной изменчивости, что связано с активам действием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент— одна из основных индивидных черт. Под темпераментом знают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: неспециализированную активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

неспециализированная активность определяется интенсивностью и объемом сотрудничества человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек возможно инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

особенности моторной сферы возможно разглядывать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее число движений и т.д.

эмоциональность: чувствительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были грозой Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor — влага, сок) теорию темперамента. Само слово темперамент свидетельствует надлежащее соотношение частей. Древнегреческий доктор Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других — больше всего крови (sanguinis), у третьих — особенно большое количество слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых — громаднейшее количество тёмной желчи (melanos chole).

К.Гален выделил четыре типа темперамента, каковые в наше время рассматриваются как основные:
  • холерик (бурный, порывистый, тёплый и резкий);
  • сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);
  • флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);
  • меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята германским психиатром Э.Кречмером. В своей работе Строение тела и темперамент он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На базе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами характера и типами телосложения. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

Астенический тип конституции характеризуется долгой и узкой грудной клеткой, долгими конечностями, не сильный мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики — это аутичные люди, т.е. загружённые в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и не хорошо приспосабливающиеся к окружению.

Пикнический тип конституции (греч. pyknos — толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, маленькой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично наблюдают на мир и склонны к перепадам настроения от неизменно повышенного, радостного состояния духа у маниакальных субъектов до неизменно сниженного, печального — у депрессивных.

Атлетический тип конституции (греч. athlon — борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды высказывают эмоции сдержанной мимикой и жестами, снаружи спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным предлогу вспышкам бешенства и ярости. Они отличаются низкой гибкостью мышления, мелочны и тяжело приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится кроме этого концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, не сильный мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);

мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);

Какую роль в становлении личности играет воспитание

эктоморфный (с хрупким тело-сложением, не сильный мускулатурой, долгими руками и ногами);

которым соответствуют три типа темперамента:
  • Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими изюминками индивида критиковались за рвение напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

    Запрещено отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Но не нужно искать природу данной связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они смогут выступать как органические предпосылки, воздействующие на становление психических изюминок, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных взаимоотношений носителей телесных качеств.

    К примеру, в изучениях было распознано, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) владеют в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее — эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом дети ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный ребёнок, напротив, является предметом их насмешек. Такие дети редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше шансов выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

    И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность) и много их вероятных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее сильно выраженных типа нервной системы, три из которых — сильные (безудержный, живой, спокойный) и один — не сильный. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; не сильный — темперамент меланхолика.

    О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении эмоций, умение ожидать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

    

    Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность — в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

    Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

    Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова содержится в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Но современные изучения говорят о том, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента большое количество сложнее, а число комбинаций этих свойств намного больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

    Современные представления о темпераменте разрешают выяснить его как формально-динамическую чёрта поведения человека, проявляющуюся в общей активности сотрудничества человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и итогам. В.М.Русалов выделяет семь параметров темперамента:

    зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);

    черта мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

    универсальность и проявление во всех сферах деятельности;

    раннее проявление в юные годы;

    устойчивость в течение долгого периода жизни человека;

    большой уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной и т.д.);

    Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического направляться, что нет хороших и нехороших темпераментов, любой темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои плюсы, так и минусы. Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает значительное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент есть динамической стороной характера, его физиологической базой.

    Темперамент — это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивым отношением к разным сторонам деятельности.

    В характере выражаются наиболее обычные, значительные особенности человека, знание которых разрешает в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех либо иных случаях. Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы (семью, дружеские компании, трудовой либо учебный коллектив и т.д.). Темперамент обусловлен публичным бытием личности, усвоением социального опыта, формированием определенной системы взаимоотношений человека к действительности и самому себе. Типические черты характера определяются типическими событиями жизненного пути человека в конкретных исторических условиях.

    Темперамент в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются методы его поведения и методы эмоционального реагирования. В переводе с греческого темперамент свидетельствует печать, чеканка. Выражение это характерно для него свидетельствует, что определенные действия и поступки человека являются для него обычными, закономерными. Темперамент человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. В характере сосредоточиваются самые выраженные, самые значительные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.

    К характеру, но, относятся не все устойчивые свойства, каковые выделяются и закрепляются в человеке. В него включаются лишь те свойства, каковые высказывают отношение человека к основным сторонам жизни и деятельности. Темперамент проявляется в том, что человек делает, и в том, как он это делает, т.е. темперамент может выразиться как в содержании, так и в форме поведения.

    В то время, когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки смогут не только не совпадать, но и быть противоположными по символу: человек возможно выдающейся личностью с достаточно сложным либо нехорошим характером. Черты личности принято подразделять на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют и поддерживают деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Темперамент относится к инструментальной сфере личности. От него больше зависит не содержание, а манера исполнения деятельности. Действительно, направляться иметь в виду, что между мотивационными и инструментальными сферами не существует четкой границы. Темперамент может проявляться и в выборе цели действия, но в то время, когда цель выяснена, темперамент выступает больше как средство успехи цели, т.е. в своей инструментальной роли.

    Так, возможно заявить, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, для чего он действует. Методы поведения и направленность личности относительно независимы: возможно добиваться различных целей, используя одни и те же методы, и напротив, достигать одну и ту же цель различными методами.

    Темперамент, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических изюминок человека, и в первую очередь от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на формирование характера, определяя динамические особенности его происхождения, т.е. темперамент, представляет собой динамическую сторону характера. Особенности темперамента смогут противодействовать либо содействовать формированию определенных характерологических линия.

    Темперамент — прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом результат самовоспитания. Темперамент не односторонне и не совсем определяет путь развития специфических изюминок характера, темперамент сам в определенных пределах преобразуется под влиянием свойств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле являются взаимообусловленными процессами. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте — со стороны динамических проявлений.

    Темперамент не есть простой совокупностью, случайным комплектом изолированных линия. Он представляет собой сложное психическое образование, складывающееся из системы бессчётных устойчивых свойств личности, каковые высказывают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера высказывают его структурность. Структурность характера разрешает, зная ту либо иную линии, предполагать у данного человека наличие ряда других линия.

    Структурность характера выражается кроме этого в определенной иерархичности его линия. Это значит, что среди черт характера одни являются основными, определяющими и ведущими, а другие — второстепенными, менее значительными. Основные, ведущие, черты в той либо другой степени подчиняют себе второстепенные, менее значительные, обусловливая их разную степень проявления в тех либо иных обстановках.

    В системе взаимоотношений выражается содержание характера, его личное своеобразие. Структура характерологических взаимоотношений складывается преимущественно из взаимоотношений человека к своему делу и труду, окружающим людям, и к самому себе.

    В отношении к своей деятельности, труду смогут проявляться такие черты характера, как трудолюбие либо леность, аккуратность либо неосторожность, чувство нового либо консерватизм, энтузиазм либо формальное отношение к труду.

    В межличностных отношениях проявляются общительность либо замкнутость человека, коллективизм либо индивидуализм, вежливость либо грубость, правдивость либо лживость и т.д.

    В отношении человека к самому себе для характера показательны высокая требовательность либо самоуспокоенность, самокритичность либо преувеличенное самомнение, скромность либо гордость, чувство собственного преимущества либо его недооценка.

    Помимо этого, выделяют черты характера, относящиеся к изюминкам познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека.

    К познавательным чертам характера относят склад ума (теоретический либо практический) и качества ума (аналитичность, критичность, гибкость и др.).

    К эмоциональным чертам характера относят страстность, сентиментальность, и черты, основанные на моральных эмоциях: патриотизме, гуманности и др.

    В волевых чертах характера (целеустремленности, выдержке, настойчивости, смелости и др.) находит выражение отношение к препятствиям. Волевые черты характера нельзя оценить, не учитывая направленности личности. Они полезны лишь при условии морально вежливой воли, направленной на достижение социально нужных целей. Волевые черты время от времени именуют хребтом характера и в зависимости от их развития относят темперамент к сильному либо не сильный типу. Сильный темперамент у того человека, который постоянно поступает сообразно своим убеждениям, последовательно ведет себя в разных, а также и тяжёлых, условиях, проявляет настойчивость в достижении поставленных целей. Слабость характера проявляется в непоследовательности поведения, в расхождениях между делами и словами, в боязни трудностей.

    Ответственное значение при оценке, характера имеет выявление его устойчивости либо неустойчивости. У человека с устойчивым характером долгое время сохраняются свойственные ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взоры, убеждения и отношения быстро изменяются.

    Системе взаимоотношений, составляющих структуру характера, в одних случаях присуще уровень качества цельности, в других — противоречивости. Цельный темперамент у того человека, у которого отдельные мысли, эмоции, взоры, поступки согласуются между собой, соответствуют его убеждениям. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым (дисгармоничным) характером отличается наличием несовместимых между собой взоров и убеждений, целей и мотивов, стремлений, жажд и поступков.

    Темперамент — сверхсложное образование. В реальности в характерах людей отмечается множество оттенков, переходов между разными полярными изюминками свойств характера, чем разъясняется нескончаемое разнообразие характеров, непохожесть людей друг на друга.

    Ответственной чёртом личности являются кроме этого ее способности — лично-психологические особенности, определяющие успешность исполнения деятельности либо ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым методам и приемам деятельности.

    Б.М.Теплов внес предложение разделять задатки и способности. Наряду с этим задатки определяются исследователем как врожденные, физиологические особенности человека, каковые являются природной базой развития свойств. Они являются условия развития свойств, но не предопределяют одаренности. В ходе психического развития личности задатки преобразуются и изменяются.

    Для классификации свойств применяют пара параметров.
    Какую роль в становлении личности играет воспитаниеПо критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на:
    • сенсомоторные;
    • перцептивные;
    • аттенционные;
    • мнемические;
    • имажитивные;
    • мыслительные;
    • коммуникативные;
    По критерию основного вида деятельности на:
    • научные (математические, лингвистические и на данный момент.);
    • творческие (музыкальные, литературные. художественные);
    • инженерные и т.д
    Какую роль в становлении личности играет воспитание

    Помимо этого, различают неспециализированные и особые способности. Неспециализированные способности связаны с исполнением ведущих форм людской деятельности, а особые — с отдельными деятельностями. Среди неспециализированных свойств большая часть исследователей выделяют неспециализированный интеллект, креативность (неспециализированную свойство к творчеству) и, реже, обучаемость.

    Результаты психогенетических изучений говорят о большом уровне наследуемости неспециализированного интеллекта и некоторых особых свойств (в частности, математических, музыкальных). В это же время креативность в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Большой уровень развития неспециализированных (особых) свойств характеризуется как неспециализированная либо особая одаренность, либо талант.

    Высшей степенью развития свойств личности, выражающейся в творчестве, которое имеет выдающееся значение для жизни общества, есть гениальность. Для гения свойственны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. очень способная личность своей творческой деятельностью содействует прогрессивному формированию общества.

    Психологические изучения продемонстрировали, что на базе ранней диагностики неспециализированных свойств возможно дать вероятностный прогноз успешности социальной и карьеры личности.

    Самосознание личности — это осознанное отношение человека к своим потребностям и свойствам, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В базе самосознания лежит свойство человека отличать себя от собственной жизнедеятельности, появляющаяся в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из внешней среды, чувствует себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как Я. Субъективное переживание собственного Я выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

    Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, неповторимого человеческого Я. Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Берне в книге Развитие Я-концепции и воспитание определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Я-концепция появляется у человека в ходе социального сотрудничества как неизбежный и неизменно неповторимый итог психического развития, как относительно устойчивое и одновременно с этим подверженное внутренним трансформациям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в будущем она играется независимую роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами через призму Я-концепции, формирующейся в ходе социализации, но имеющей и определенные соматические, лично-биологические детерминанты.

    В системе взаимосвязей человека с окружающими и миром ему приходится выступать в различных качествах, различных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. Из каждого сотрудничества с миром вещей и миром людей человек выносит образ своего Я. В ходе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего Я на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Любой раз в следствии самоанализа, по словам С.Л.Рубинштейна, образ своего Я включается во все новые связи и поэтому выступает во все новых качествах, каковые фиксируются в новых понятиях. .

    Так неспешно появляется обобщенный образ своего Я, который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов Я, сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Данный обобщенный образ своего Я, появляясь из отдельных ситуативных образов, содержит неспециализированные, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, либо Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я-концепция формирует у человека чувство своей самотождественности.

    Сформировавшаяся в ходе самопознания Я-концепция не есть что-то раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной мере воздействует на целый строй психики, мировосприятие в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

    В структуре Я-концепции выделяют три составляющих:

    Когнитивная составляющая, либо образ Я, включает представления индивида о самом себе. Практически психологи фиксируют у человека несколько образ Я, а множество сменяющих друг друга Я-образов. Выделяются в первую очередь Я-настоящее, т.е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и Я-совершенное — представления о том, каким бы желал бы быть индивид в данных конкретных условиях. Я-совершенное выступает как нужный ориентир самовоспитания личности. Время от времени в Я-концепции выделяют Я-фантастическое — то, каким субъект захотел бы стать, если бы это выяснилось вероятным. Фантастический образ своего Я имеет громадное значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью планировать на будущее, что нереально без фантазии и грезы. Но преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе — не всегда положительное явление, поскольку очевидное несовпадение желаемого и действительного смогут дезорганизовать самосознание и травмировать человека. В Я-концепцию включается кроме этого Я-зеркальное— личные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Данный компонент Я-образа есть значительным для формирования личностной значимости и самооценки.

    Оценочная составляющая, либо самооценка, включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Базу самооценки образовывает система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

    Самооценка делает регуляторную и предохранительную функции, воздействуя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности пребывает в том, что она выступает нужным внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Верховная форма саморегулирования на базе самооценки пребывает в необычном творческом отношении к собственной личности — в рвении поменять, улучшить себя и в реализации этого рвения. Защитная функция самооценки, снабжая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

    Самооценка — достаточно сложное образование людской психики. Она появляется на базе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит разные этапы, и находится на различных уровнях развития в ходе становления самой личности. Исходя из этого самооценка неизменно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, потому, что сама личность неизменно начинается, а следовательно, изменяются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе есть его социокультурное окружение, а также социальные реакции на какие-то проявления его личности, и результаты самонаблюдения.

    Согласно точки зрения Р.Бернса, имеется три момента, значительных для понимания самооценки.

    Во-первых, ключевую роль в ее формировании играется сопоставление образа настоящего Я с образом совершенного Я: чем меньше разрыв между настоящим понятием человека о себе и его совершенным Я, тем выше самооценка личности.

    Во-вторых, ответственный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, согласно точки зрения человека, его оценивают другие.

    Наконец, в-третьих, на формирование самооценки значительное влияние оказывают настоящие успехи личности в самых разнообразных видах деятельности: чем больше удачи личности в том либо другом виде деятельности, тем выше ее самооценка.

    Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

    уровень (высокая, средняя и низкая);

    соотношение с настоящей успешностью (адекватная и неадекватная, либо завышенная и заниженная);

    особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

    Адекватная самооценка отражает настоящий взор личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных свойств, свойств и качеств. В случае если вывод человека о себе сходится с тем, что он в, действительности собой воображает, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характерна личности, чье представление о себе на большом растоянии от настоящего. Таковой человек оценивает себя необъективно, его вывод о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

    Неадекватная самооценка со своей стороны возможно как завышенной, так и заниженной. Бели человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка есть завышенной. Таковой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его настоящие возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и рвению переложить ответственность за нее на события или других людей. В случае если человек недооценивает себя если сравнивать с тем, что он имеется в конечном итоге, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на личные удачи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои настоящие удачи и положительную оценку окружающих он принимает как временные и случайные.

    Для развития личности действенным есть таковой темперамент самоотношения, в то время, когда высокая неспециализированная самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками различного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может изменяться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и т.п.) есть оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, и и очень сильно колеблющаяся, неустойчивая.

    Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции или конкретные действия, каковые смогут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

    Такое деление Я-концепции на компоненты условно, в действительности Я-концепция — это целостное образование, все компоненты которого не смотря на то, что и владеют относительной самостоятельностью, но тесно взаимосвязаны.

    Я-концепция занимает важное место в жизни и развитии личности: она содействует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и есть источником ожиданий.

    Серьёзной функцией Я-концепции есть обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. В случае если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. В случае если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, каковые оказывают помощь личности тенденциозно трактовать травмирующий опыт или отрицать его. Это разрешает удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, кроме того в случае если настоящие факты ставят ее под угрозу. Рвение обезопасисть Я-концепцию, оградить ее от разрушающих действий есть, согласно точки зрения Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого обычного поведения.

    Термин защитные механизмы был предложен 3.Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой знают метод, благодаря которому личность предохраняется от действия, угрожающего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности. Основными и неспециализированными для различных видов защитных механизмов чертами, согласно точки зрения Фрейда и всех его последователей, есть то, что они:

    бессознательны, т.е. человек не поймёт ни обстоятельств, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению либо объекту;

    постоянно искажают, фальсифицируют либо подменяют действительность. Благодаря этого защитные механизмы довольно часто рассматриваются как дезадаптивные.

    Первым был обрисован защитный механизм вытеснения.Механизм вытеснения занимает особенное место в теории психоанализа. Обрисовываемое время от времени как мотивированное забывание, вытеснение представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и эмоций, причиняющих страдания. Но освобождение от тревог методом вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд думал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Рвение вытесненного материала к открытому выражению может получать короткое удовлетворение в снах, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд именовал психопатологией обыденной жизни.

    Другой защитный механизм — отрицание — выражается в бессознательном отказе допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, каковые причинили бы человеку боль при их признании. Это относится, к примеру, к человеку, который знает, что он неизлечимо болен, но продолжает наряду с этим заниматься прежней работой, избегая всяческих бесед о своей болезни и строя долговременные замыслы. Человек, для которого отрицание есть фундаментальной защитой, постоянно настаивает на том, что все замечательно и все к лучшему.

    Проекция — это процесс, из-за которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т.е. при помощи проекции индивид приписывает личные неприемлемые мысли, установки, жажды другим людям. Очевидным методом защиты от тревоги, связанной с неудачей либо виной, есть возложение вины на другого. Человек не поймёт свои враждебные импульсы, но видит их в других и исходя из этого считает других ненавидящими и преследующими его.

    Реактивное образование подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный, либо напротив. Данный механизм содержится в предотвращении проявления неприемлемых жажд и эмоций благодаря формированию противоположных им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции реализуется двухступенчато: сперва неприемлемый импульс подавляется (вытесняется), после этого на уровне сознания появляется противоположный ему импульс: маленькая девочка так обожает своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья, по причине того, что опасается, что он внезапно прекратит дышать.

    Рационализация имеет отношение к фальшивой аргументации, благодаря которой иррациональное поведение начинает смотреться в полной мере разумным и оправданным в глазах окружающих. Рационализация может принимать различные формы. Рационализирует человек, говорящий, что работа, откуда его выгнали с работы, ему в далеком прошлом неинтересна; отвергнутый поклонник, решивший, что его женщина не так уж привлекательна. Ту же роль может играться феномен сладкого лимона: человек, вынужденный оставаться в неприятных для него событиях, при помощи рационализации начинает находить их в полной мере желательными.

    Сублимация расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей за счет трансформации сексуальной либо агрессивной энергии в художественное либо интеллектуальное творчество.

    Вторая функция Я-концепции содержится в том, что она определяет темперамент интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, определяющий темперамент восприятия человеком любой ситуации. Проходя через данный фильтр, обстановка осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

    Согласно точки зрения Б.Г.Ананьева, компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность публичных взаимоотношений, экономических, политических, правовых взаимоотношений и др.) и субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности). Любая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, публичной жизни. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются личные различия, каковые возможно разглядывать с позиций уникальности и неповторимости. Но такие личные различия не смогут быть параметрами индивидуальности как целостного образования, поскольку индивидуальность — не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В данной структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются ценности, притязания и самооценка.

    В индивидуальности интегрируются три формы развития:

    основная форма развития индивидных свойств — онтогенез;

    основная форма развития личностных свойств — жизненный путь человека в обществе

    форма развития субъектных свойств — история производственной деятельности человека в обществе, в частности история формирования его профессиональной деятельности.

Индивидные, личностные и субъектные свойства не совпадают в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позднее, являясь результирующей противоречивой динамики развития, сотрудничества и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в ходе онтогенеза и жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности постоянно строится соответственно личному и социальному формированию, исчисляясь в биографо-исторических датах и событиях личной жизни.

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным законам. Ответственным индикатором людской индивидуальности есть активность созидающей, творческой деятельности человека. Одно из вероятных проявлений активности индивидуальности — поступки человека. Это смогут быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме разного рода опытных действий). Вызревание поступков происходит в сфере переживаний личности, в следствии активной внутренней работы.

Период между вызреванием поступка и его действенным проявлением возможно разным, а время от времени и не взять внешнего проявления. Поступки человека смогут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь событий современной ему среды, талантливая создавать новые события жизни. Низкая активность также делается устойчивой чёртом индивидуальности. Наряду с этим человек выступает пассивным носителем событий. В любых ситуациях индивидуальность воображает источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний окружающей среды.

Критерием сформированности индивидуальности есть вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад личности в публичное развитие. В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности (А.Маслоу, К.Роджерс) самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека.

  1. Какова структура индивидных свойств личности?
  2. Что такое темперамент?
  3. Что такое темперамент?
  4. Какова структура свойств личности?
  5. Какую структуру имеет самосознание личности?
  6. Что такое Я-концепция?
  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в неспециализированную психологию: Курс лекций. М.,1988. Гл. 14, 15 и 16.
  2. Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М. 2004. Гл. 10.
  3. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М. 1995. Гл.7,8,9.
  4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности: Правила общепсихологического анализа. М. 2001.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975,

Статьи по теме