Классификация форм воспитания



Информационные технологии в образовании

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии широко используются для передачи информации и обеспечения сотрудничества преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только владеть знаниями в области ИКТ, но и быть экспертом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово технология имеет греческие корни и переводится как науку, совокупность способов и приемов обработки либо переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное познание этого слова включает и использование научных и инженерных знаний для решения практических задач. При таких условиях информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, каковые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, обрисовывающее разные устройства, механизмы, методы, алгоритмы обработки информации. Наиболее значимым современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования есть ПК, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки ПО. К системным программам, первым делом, относятся операционные системы, снабжающие сотрудничество всех других программ с оборудованием и сотрудничество пользователя ПК с программами. В эту категорию кроме этого включают служебные либо сервисные программы. К прикладным программам относят ПО, которое есть инструментарием IT – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение взяли универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С возникновением компьютерных сетей и других, подобных им средств ИКТ образование купило новое уровень качества, связанное прежде всего с возможностью оперативно получать данные из любой страны мира. Через глобальную компьютерную сеть Инернет вероятен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся email, перечни рассылки, группы новостей, чат. Созданы особые программы для общения в настоящем режиме времени, разрешающие по окончании установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, и звук, изображение и каждые файлы. Эти программы разрешают организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С возникновением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети уровень качества звука значительно повысилось и начало приближаться к качеству звука в простых телефонных сетях. Как следствие, очень деятельно начало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. Посредством особого оборудования и ПО через Интернет возможно проводить аудио и видеоконференции.

Классификация форм воспитания

Для обеспечения действенного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать информацию об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу стремительного поиска. Посредством поисковых систем возможно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и ПО, адресную данные об организациях и людях.

Посредством сетевых средств ИКТ делается вероятным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация своевременной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в настоящем режиме времени.

Существует пара основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с позиций систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ разрешают огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями смогут быть использованы как в особых видеоклассах, так и дома. Любопытно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играется весьма громадную роль в жизни людей: фактически в каждой семье имеется хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы активно применяются в мире и являются хорошим примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях увеличения неспециализированного развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, и возможность потом контролировать знания при помощи особых тестов и экзаменов.

Замечательной технологией, разрешающей хранить и передавать основной количество изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Личная работа с ними дает глубокое усвоение и познание материала. Эти технологии разрешают, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к личному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки взятых знаний. В отличие от классической книги, образовательные электронные издания разрешают подавать материал в динамичной графической форме.



  • Совершенствование организации преподавания, увеличение индивидуализации обучения;
  • Увеличение продуктивности самоподготовки обучающихся;
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Применение современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых возможно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.

В частности, значительно чаще одним из преимуществ обучения с применением средств ИКТ именуют индивидуализацию обучения. Но, наровне с преимуществами тут имеется и большие недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и без того дефицитное в учебном ходе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде диалога с компьютером.

Классификация форм воспитания

В действительности, деятельный в речевом замысле студент, на долгое время замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, по большей части, тем, что без звучно потребляет данные. В целом орган объективизации мышления человека - обращение оказывается отключённым, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на опытном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические изучения, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что именуют независимым мышлением. Так как вопрос, заданный самому себе, имеется наиболее верный показатель наличия независимого мышления. В случае если пойти по пути общей индивидуализации обучения посредством персональных компьютеров, возможно прийти к тому, что мы потеряем саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.

Применение информационных ресурсов, опубликованных в Интернете, довольно часто ведет к отрицательным последствиям. Значительно чаще при применении таких средств ИКТ срабатывает характерный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сейчас уже привычным фактом, не содействующим увеличению эффективности обучения и воспитания.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сейчас заочно возможно взять высшее образование, изучить иностранный язык, готовиться к поступлению в высшее учебное заведение и т.д. Но в связи с не хорошо налаженным сотрудничеством между студентами и преподавателями и отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиями уровень качества аналогичного обучения оказывается хуже того, что возможно взять при очном обучении.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность способов и средств обучения и администрирования учебных процедур, снабжающих проведение учебного процесса на расстоянии на базе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Классификация форм воспитания

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны снабжать:

  • доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
  • интерактивное сотрудничество обучаемых и преподавателей в ходе обучения;
  • предоставление студентам возможности независимой работы по усвоению изучаемого материала;
  • оценку их знаний и навыков, взятых ими в ходе обучения.

С целью достижения этих целей используются следующие информационные технологии:

  • предоставление книжек и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
  • видеопленки;
  • трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
  • кабельное телевидение;
  • голосовая почта;
  • двусторонние видеотелеконференции;
  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
Классификация форм воспитания

Нужная часть системы дистанционного обучения - самообучение. В ходе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными книжками и CD-ROM- книжками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Понятие мультимедиа, по большому счету, и средств мультимедиа, например, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и понятием разнотипной информации и, иначе, лежит в базе функционирования средств ИКТ, существенно воздействующих на эффективность образовательного процесса.

Принципиально важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово мультимедиа имеет сходу пара различных значений.

  • технология, обрисовывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных типов;
  • информационный ресурсна основе технологий обработки и представления информации различных типов;
  • компьютерное ПО, функционирование которого связано с обработкой и понятием информации различных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, благодаря которому делается вероятной работа с информацией различных типов;
  • особенный обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как классическую статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую данные различных типов (обращение, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Так, в широком смысле термин мультимедиа свидетельствует спектр IT, применяющих разные программные и технические средства с целью наиболее действенного действия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий — непростая опытная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со особым программным обеспечением. Мультимедиа учебные пособия смогут быть представлены на CD-ROM — для применения на автономном персональном компьютере либо быть доступны через Web.

1. Педагогическое проектирование

  • разработка структуры ресурса;
  • отбор и структурирование учебного материала;
  • отбор иллюстративного и демонстрационного материала;
  • разработка системы лабораторных и независимых работ;
  • разработка контрольных тестов.

2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео-информаци.

3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.

4. Тестирование и экспертная оценка

  • системы обработки статической графической информации;
  • системы создания анимированной графики;
  • системы записи и редактирования звука;
  • системы видеомонтажа;
  • системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.
Классификация форм воспитания

Статьи по теме