Как сохранить чистоту волос



Среди русского общества распространено вывод, словно бы святые мощи должны воображать собою совсем целые неповрежденные тела и что само нетление тел является главным основанием к прославлению святых. Подобное вывод держится с древних времен. Еще вторая Софийская летопись под 1472 г. повествует, что у русских людей, кто не в теле лежит, тот не свят. Но такое воззрение на святые мощи основано на недоразумении и совсем неправильно. Как церковь ветхозаветная, так и новозаветная церковь наблюдала и наблюдает на святые мощи в противном случае. Под мощами в Ветхом Завете разумелись только одни кости, но не тела. Так, сам Иосиф Красивый завещал перенести кости его из Египта в Палестину. Посещением, - сказал он, - посетит вас Всевышний: и вознесите кости моя (Быт.50:24-25). И вправду, по свидетельству книги Финал (13:21), Моисей и сыны Израилевы изнесли из Египта в землю обетованную кости Иосифа Красивого. То же самое замечается и в книге Иисуса Навина (24:32), и в послании апостола Павла к Иудеям (11:22).

Святой Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: В то время, когда все выходили из Египта и одни износили золото, другие серебро, тогда Моисей вместо всякого богатства взял и нес кости Иосифа, относя в них с собою домой сокровище величайшее и выполненное бесчисленных благ.

По свидетельству Четвертой книги Царств (13:21), ожил мертвец, прикоснувшийся к костям святого пророка Елисея. По свидетельству той же книги (23:18), царь иудейский Иосия повелел обитателям города Вефиля сохранить кости человека Божия, погребенного в Вефиле при царе Израильском Иеровоаме спустя с лишком 300 лет; и кости пророка, который приходил из Самарии.

Как сохранить чистоту волос

По словам святого Давида царя, Господь хранит кости праведных, ни одна из них не сокрушится (Пс.33:21). Иисус, сын Сирахов говорит, что процветут кости двенадцати пророков от мест своих (Сир.49:12).

Святой пророк Исаия предрекает мощи святых как особый дар членам Церкви Новозаветной, говоря: кости твоя утучнеют и будут яко вертоград напоенный и яко источник, ему же оскуде вода: и кости твоя прозябнут, яко трава, и разботеют и наследят роды родов (Ис.68:2).

Кроме этого решительно наблюдает на святые мощи и Новозаветная Церковь - Греческая и Русская.

Употребляя на своем церковном языке слово мощи по большому счету в смысле только части, а не целого священного предмета, фактически же под святыми мощами и Греческая, и Русская Церкви разумели и разумеют по преимуществу кости святых.

Так, о святых мощах пророка Самуила и апостолов Петра и Павла блаженный Иероним говорит как о костях. Мощи святых апостолов Андрея, Луки и Тимофея были перенесены в царствование Константина Великого в маленьких ящиках и, следовательно, представляли собой кости. Мощи ветхозаветного патриарха Иосифа и Захарии, отца Иоанна Предтечи, в 415 г. были перенесены в Константинополь кроме этого в маленьких ящиках и воображали собою кости. При обретении мощей первомученника Стефана, как говорится в сказании, тело его обратилось в прах и мощами были кости.

О мощах сорока мучеников и Симеона Столпника греческие историки Созомен и Евагрий говорят как о костях.

Как сохранить чистоту волос

Говоря о святых мощах, святые отцы имели в виду кости. По сему предмету яснее других свидетельствует святой Иоанн Златоуст. Так, в четвертой беседе о святом апостоле Павле он вопрошает: отчего бесы трепещут не только Самого Распятого, но и костей тех, каковые умерщвлены за Него. В беседе о мучениках он убеждает, что не только кости мучеников, но и гробы их и раки источают великое благословение. В похвале святому мученику Юлиану тот же святой папа кстати говорит: В случае если сейчас, спустя столь продолжительное время, в то время, когда мученик стал прахом и пеплом, бесы не смеют посмотреть на монумент и на обнаженные кости святого, то очевидно, что и тогда, в то время, когда они видели его обагренным кровью со всех сторон. они были поражаемы.

В том же слове он говорит: Всевышний поделил с нами мучеников: Сам, взяв души их, тела Он как бы дал нам, дабы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели. В похвальной беседе о святых мученицах Домнине и Просдоке святой Иоанн Златоуст приглашает: будем обнимать их гробницы, по причине того, что и гробницы мучеников смогут иметь великую силу, равно как и кости мучеников имеют великую силу.

По примеру Церкви Греческой для того чтобы же воззрения на святые мощи держалась и держится РПЦ. В 1472 г. в Москве по случаю перестройки Успенского собора открывали гробы митрополитов. Наряду с этим, по свидетельству второй Софийской летописи, оказалось, что Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего; едины ноги лишь в теле, а Кипреяна всего истлевша, едины мощи, т.е. кости.

Кроме этого Софийская летопись, обличая неверие людское, прибавляет от себя, что в теле получили чудотворца (т.е. Иону) неверия для людского, занеже кой лишь не в теле лежит, той у них не свят, а того не помянут, яко кости наги источают исцеления.

В 1667 г. при открытии мощей преподобного Нила Столобенского Новгородскому Владыке Питириму было отправлено следующее донесение: гроб и тело его святое земли предается, а мощи святые его целы все, т.е. кости его целы все.

Суздальский воевода, осматривая в 1677 г. гробницу похороненного в ней в 1159 г. Бориса, сына Юрия Суздальского, писал епископу Суздальскому: в гробнице лежат мощи, кости целы.

Для того чтобы же воззрения на святые мощи, как на кости святых, держались и наши церковные преподаватели. Преподобный Иосиф Волоцкий в седьмом слове своего Просветителя писал: аще узрим коего от святых либо кость от тела либо персть от гроба его, то всечестно и свято имамы и испуганно поклоняемся и целуем любезно. Митрополит Даниил писал: во истину чудо преславно, яко кости наги источают исцеления, Захария Копыстенский в своей Палинодии так растолковывает самое слово мощи: мощи, т.е. кости и тела святых мощи, т.е. части костей и тел святых (23). Стефан Яворский в своем Камне веры, основываясь на свидетельствах святого Иоанна Златоуста и Василия Великого, говорит что мощи святых бывают и одними костями. Святой Димитрий Ростовский в своем Розыске говорит, что кости святых подают цельбы верующим.

Так, под святыми мощами в широком смысле разумеются по преимуществу кости либо части костей святых.

Но такое преимущественное воззрение на святые мощи как на кости святых не отрицает и более тесного понимания святых мощей в смысле наличности целых тел либо части их.

У древних греков практически нигде не было святых мощей в виде целых тел; у них были лишь частицы их, поскольку древние греки имели обычай максимально покупать частиц различных мощей для своих церквей и для себя лично.

Однако имеются свидетельства о том, что и у них имелись целые тела святых.

Так, святой Василий Великий в беседе на память мученицы Иулитты говорит о ней, что честное тело ея сохранилось неповрежденным и оно, почивая в красивейшем предместье города (Кесарии Каппадокийской), освящает место, освящает и входящих в оное.

По свидетельству греческого историка Созомена, мощи пророка Захарии получены в виде целого, неразрушенного тела (28).

Пресвитер Павлин в житии святого Амвросия, написанном в 411 г. свидетельствует, что он был очевидцем обретения останков Назария и Кельсия. О мощах мученика Назария он пишет: мы видели во гробе мученика, о времени смерти коего (Назария) до этого времени ничего не знаем; кровь его столь свежую, как словно бы она вытекла в этот сутки. Глава его была цела и не повреждена с волосами и брадою так, словно бы он сейчас омыт и положен. Поднявши тело мученика и положивши на носилки, мы обратились с молитвою к мученику Кельсию, который положен был в том же саду.

При освидетельствовании в 1757 г. мощей святого Димитрия Ростовского рабочая группа доносила Святейшему Сеноду: власы на главе вниз от шапки по обе стороны, також и на браде, изруса мало с подседью, целы и невредимы сущность, а под шапкою, коя опушка иршица (меховая) ко лбу пристала, имеется ли, определить запрещено; глава же от выи в составе значится мало отстало, уповательно от тяжести насыпавшейся земли и щору (щебня); губы изподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того ввиду целы и един от другаго не отлучены ни мало; отвалились руки, сложенныя на персях, правая цела и жилы видны целы, а левая в составе в локте отделилась и жилы, кои сущность видны, пресеклись, да у правой же руки у четырех перстов - у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца, по два состава переломились, из коих один с ногтем имеется, и оные во особом серебреном ковчежце положены; у ног голени и в коленях составы так же видны, жилы целы, а тело на них не указуется, а на светло синий составах, а позже на бедрах, по части имеется, у него ножных стоп кости кои отделились, а голени не истлели.

В заключении доношения говорится, что по части на некоторых составах неистленное тело, а по части и нагия оказуются кости.

При освидетельствовании в 1801 г. мощей святого Иннокентия Иркутского оказалось, что глава, грудь, ребра, спина и ноги - все в целости и с плотию, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам характерный и многими чувствуемый.

При перенесении братией Печерской Лавры мощей преподобного Феодосия Печерского через 18 лет по его преставлении (3 мая 1074 г.) из пещеры в каменную церковь, первый самовидец честных мощей святого, блаженный Нестор, в сказании о сем пишет: и прииде игумен с двема братома, аз же прокопах более: и преклоншейся, видехом мощи его лежащие святолепне: составы бо целы бяху все и тлению не причастны; лице светло, очи сомжены, устне соединены, власы же главнии присохли ко главе. Итако возлозше их на мантию и вземши на рамо, вынесоша пред пещеру.

При обретении мощей 5 июля 1423 г. преподобного Сергия Радонежского через 3 десятилетия по его преставлении священный собор приступал к открытию гроба и неожиданно пролилось из него благоухание; предстало зрелище, достойное умиления: не только сохранилось целым честное тело, но и к одежде его не прикоснулось тление, не смотря на то, что с обеих сторон гроба по всей видимости стояла вода, не дерзнувшая но прикасаться к преподобному.

В городе Казани при копании рвов 4 октября 1595 г. для новой каменной церкви были получены мощи святителей Гурия, епископа Казанского (+ 5 декабря 1563 г.) и Варсонофия Тверского, преставившегося (+ 11 апреля 1576 г.) на покое в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Самовидец и совершитель этого обретения священных мощей Патриарх Гермоген, бывший в то время митрополитом Казанским, так обрисовывает это событие: вскрывше гроб Гуриа епископа и видехом диво, ею же надеяхомся, рака бо бе святаго полна благоуханна мира, мощи же Гуриа аки губа ношахуся, части же ни единой погружене бывши: нетлением бо одари всевышний честное и многотрудное его тело, яко и сейчас зрится всеми, токмо мало верхния губы тление коснуся, прочия же уды его целы быша (благоуханное же честное и святое миро устроиша в сосуд нов). Позже же открыхом раку преподобнога Варсонофия и видехом многим нетлением почтени от Всевышнего мощи святаго Варсонофия, к ногам же преподобного тление коснуся, но обаче не токмо кости не уничтожены, но и крепки бяху зело и никакоже слабости в составех имуще, якоже и Гурию святителю; своими бо руками со Арсением архимандритом святыя их чудотворные мощи переложихом от гробов в ковчеги.

При раскрытии надгробия святого Тихона Воронежского в 1846 г. 63 года по его преставлении, тело святителя отыскано нетленным, и архиерейское облачение, в котором он был погребен, оставшимся в целости, не обращая внимания на сырость места. Нетленное тело святителя признано святыми мощами 20 июня 1861 г. по окончании троекратного освидетельствования.

Равным образом при освидетельствовании 5 июля 1895 г. гроба Феодосия Черниговского тело его отыскано нетленным.

О мощах печерских святых говорится - об одних, как о костях, о других как о целых телах, а обо всех совместно в одно и также время как о костях и как о целых телах.

Этих свидетельств достаточно, дабы установить воззрения на святые мощи: в широком смысле они понимаются, как кости святых; в тесном смысле - как целые тела либо части тел.

Но нетление тел по существу своему, само в себе не воображает преимущества святыни если не соединяется с чудотворениями от них.

Виделись и видятся тела некоторых усопших, сохранившиеся в нетленном виде, но эти тела ни при каких обстоятельствах не будут считаться за святые мощи, если не было либо нет от них чудотворений.

Так, тело Галичского князя Димитрия Юрьевича, умершего в Галиче 22 сентября 1441 г. привезено было в Москву для погребения в Архангельском соборе. По рассечении засмоленной колоды, в которой было везено тело князя, на 23-й сутки по его преставлении, отыскано было вопреки ожиданиям тело его совсем невредимым; но оно было предано земле.

В июле 1473 г. в Москве в церкви Спаса-на-Бору получено было тело третьей супруги князя Симеона Ивановича - Марии Александровны совсем целым, нетленным с ризою истлевшею и по окончании возложения на оное тело новой ризы опять предано земле.

В 1546 г. в Павловском Обнорском монастыре получены были целыми тела шести малоизвестных усопших и опять были преданы земле. В 1549 г. в Новгороде при копании рвов для фундамента одного здания получено было двенадцать тел, каковые опять были преданы земле. В 1596 г. при обретении мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского-Казанского были получены вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были открыты, а тела монахов опять преданы земле.

В Белгородском Троицком монастыре в склепе под соборной монастырской церковью открыто почивает нетленное тело епископа Белгородского Иосафа (Горленко) (прославлен в 1911 г. - Прим. ред.), скончавшегося 10 декабря 1754 г.

В Киево-Печерской Лавре в склепе под великой соборной церковью открыто почивает нетленное тело митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), умершего на покое в Киево-Печерской Лавре 4 ноября 1770 г.

В Троицком монастыре почивает нетленное тело княжны Слуцкой Софии Юрьевны, скончавшейся 19 марта 1617 г.

По свидетельству Воскресенской летописи, в 1479 г. по случаю перенесения в новый Успенский собор в Москве было получено нетленным тело Митрополита Филиппа (первого), скончавшегося 6 лет тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребаемо в ожидании, не последует ли от него чудотворений, но так как чудотворений не последовало, то тело, не обращая внимания на нетление, передано было земле.

Столичный собор 1667 г. кроме этого говорит о существовании нетленных тел, непризнанных за святые мощи: нетленных тел, обретающихся в этом времени, да не дерзаете не считая достовернаго свидетельства и соборнаго повеления во святых почитати: зане обретаются многая телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлучена и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще уморша, либо за правонарушение божественных и священных правил и закона цели и неразрушимы бывают, а кого во святых хощеши почитати, о таковых обретающихся телесных достоит всячески испытати пред великим и идеальным Собором архиерейским.

В 1700 г. в местечке Лютенке, Годячского уезда, Полтавской губернии при копании рвов для фундамента церкви отыскано было нетленным тело малоизвестного человека, который в сонном видении одному обитателю местечка, назвал себя Автономом. По приказанию бывшего в то время митрополита киевского Варлаама (Ясинского) мощи были погребены в земле.

В киевских городах Готве и Сорочинцах (сейчас Полтавской губерни) при рытье могилы для погребения в 1709 г. были отысканы два нетленных женских тела, которыя и поставлены были в церквах. Епископ Варлаам (Ванатович) 23 ноябра 1724 г. доносил Святейшему Синоду, что оба тела он сам видел, что они были вправду нетленны и целы, но так как не было ни одного свидетельства о силе чудодействия их, то он приказал в тех же церквах, где стояли, вырыть глубокие ямы и закопать лично с простой литией, потому что, прибавлялось в доношении, простой народ, наипаче малороссийский, такие являющиеся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша. Из данной прибавки донесения явствует, что нетленных тел усопших в Киевской епархии виделось много.

В 1850 г. в селе Тулиголове, Глуховского уезда, Черниговской губернии, при копании рвов для фундамента церкви отыскано было целым тело тело священника Максима Фомина, погибшего в 1801 либо 1810 г. По окончании 10-дневного стояния на открытом воздухе с телом не последовало никакой перемены, но так как от тела не являлось чудес, гроб был заложен в стенке новой церкви.



Все эти сведенья ясно показывают, что нетление тел само по себе не имеет значения и нетленные останки, в виде ли обнаженных от тела костей, либо в виде целых тел либо частей, почитаются за святыню либо за святые мощи только под нужным условием подлинных от них чудотворений, испытанных и засвидетельствованных точными свидетельствами пред великим Собором архиерейским, либо как сейчас, пред Святейшим Синодом.

Это нужное условие для признания мощей за святыню постоянно предъявлялось как Церковью Греческой, так и Русской Православной.

Исходя из этого, если бы неоднократные попытки наших старообрядцев, домогавшихся и домогающихся иметь нетленные мощи своих лжеиерархов, о чем они имеют усиленную заботу в настоящее время, в виду грядущего прославления преподобного Серафима Саровского, и имели возможность увенчаться успехом, то эта находка старообрядцев сама по себе не имела бы никакого значительного значения.

Но для дела прославления святых святые мощи, ознаменованные чудотворными, не имеют обязательного значения и для причтения усопших к лику святых не воображают нужного условия.

История свидетельствует, что почитание святых в древней христианской церкви началось большое количество раньше извлечения из земли останков святых. Кроме того: тела некоторых святых подвергались тлению, как и тела обычных людей.

Ясный пример того возможно видеть в лице величайшего из святых ветхозаветного царя Давида, о котором святой апостол так говорит: Давид свое время послужил изволению Божию, почил и приложился к отцам своим и заметил тление.

Кое-какие святые были канонизированы до открытия мощей главным образом вследствие того что до этого открытия начали совершаться чудеса при их гробах. Так, память преподобного Феодосия Печерского, в Печерском монастыре начала быть празднуема по случаю удостоения дара чудотворений еще при жизни его, в тот же час же по его преставлении, 3 мая 1074 г. либо мало спустя, по крайней мере до открытия святых мощей его, случившегося в 1091 г.

Как сохранить чистоту волос

Причтение к лику святых благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, преставившегося в Орде 22 ноября 1318 г. началось конкретно за тем, как тело его было привезено из Орды чрез Москву в Тверь. Соборно к лику святых он причтен был в 1549 г. Святые мощи же его получены в 1632 г. нетленными и сейчас открыто почивают в тверском кафедральном соборе.

Местное почитание святителя Столичного Петра началось по случаю чудес, совершившихся со времени преставления его 21 декабря 1326 г. В 1339 г. Митрополитом Феогностом установлено ему общецерковное празднование, а святые мощи его были открыты спустя 133 года по окончании установления неспециализированного празднования.

Преподобный Сава Сторожевский (Звенигородский), преставившийся 3 декабря 1406 г. к лику святых причтен Собором в 1547 г. а святые мощи его были открыты в 1652 г.

Святой Моисей, епископ Новгородский, преставился 25 января 1362 г. правильное время установления празднования его неизвестно, но без сомнений, что установлено оно было до второй половины XVII в. так как к Новгородскому Сковородскому монастырю был пристроен придел в честь его и освящен митрополитом Питиримом, занимавшим новгородскую кафедру с 1664 по 1672 г. Мощи же его получены и открыты в 1686 г. 19 апреля в Сковородской обители.

Кое-какие святые канонизированы по окончании открытия святых мощей на том основании, что не в тот же час по окончании этого открытия, а спустя некоторое время по окончании открытия начали совершаться чудеса.

Святой Исаия, епископ Ростовский, преставился в 1090 г. мощи его были получены и открыты 15 мая 1164 г. а празднование памяти его установлено епископом Варлаамом в 1474 г. для явившихся чудес.

Муж князь Всеволод Новгородский, сын Мстислава Владимировича, во святом крещении Гавриил преставился в Пскове 11 февраля 1138 г. из-за чего и именуется Псковским. Мощи получены были 27 ноября 1192 г. канонизирован собором 1549 г.

Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, преставился 1 апреля 1405 г.; мощи его получены 4 июля 1507 г. канонизирован же собором 1549 г.

Преподобный Стефан Махрищский преставился 14 июля 1406 г.; мощи его получены, в 1550 г.; празднование же памяти его установлено благодаря совершившихся чудес в 1560-1561 гг. либо практически сразу после того.

Святой Арсений, епископ Тверской, преставился 2 марта 1409 г.; мощи открыты в 1483 г.; канонизирован же Собором в 1547 г.

Преподобный Мартиниан Белозерский преставился 12 января 1483 г. мощи открыты в 1514 г. канонизирован в 1553 г.

Помимо этого мощи многих святых ни при каких обстоятельствах не были открываемы, как к примеру Антония Печерского, Никона Радонежского, Иосифа Волоколамского и многих других, о которых говорится, что мощи их находятся под спудом, т.е. мощи либо не были совсем открываемы либо были открываемы, но снова сокрыты.

Наконец, история Столичных Соборов 1547 и 1549 гг. на которых канонизировано очень большое количество святых, ясно свидетельствует, что мощи святых не имели никакого отношения к делу причисления усопших к лику святых, поскольку на этих соборах совсем не поднималось вопроса о том, открыты ли либо не открыты мощи канонизируемых, но на этих соборах единственно велась обращение о том, воображают ли собою святые чудотворцев.

Митрополит Столичный Филарет в письме к А.Н. Муравьеву писал: мало ли святых, которых мощи совсем не открыты и которым поют молебны. В другом письме тот же Владыка обосновывает, что открытие мощей не посвящает святого.

Так, усопшие причислялись и причисляются к лику святых только при наличности чудотворений при гробах их и без наличности мощей, напротив же - при наличности мощей и без наличности чудотворений усопший не имел возможности и не может быть причтен к лику святых. В случае если же кое-какие святые были канонизированы за открытием мощей, то это не вследствие того что мощи были нетленны, а вследствие того что при гробах их совершались чудеса.

Но в случае если для причтения к лику святых в наличности мощей не представляется необходимости, то какое же значение имеют святые мощи сами по себе и чем возможно растолковать самую возможность святых мощей с присущими от них чудотворениями?

Свт. Иоанн Златоуст в беседе о мучениках разъясняет ту идея, что тела святых покинуты Всевышним на земле, дабы люди, приходя к ним, облегчали душу от житейских треволнений и эти тела святых без звучно учат и убедительнее проповедников. Как не редкость, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - в банях, в то время, когда ванна наполнена горячей водой, и никто не осмеливается спуститься в нее, пока сидящие на краях побуждают к этому друг друга словами, то никого не убеждают; а в то время, когда один кто-нибудь из них либо опустит руки, либо, разув ногу, смело ринется всем телом, то и без звучно, лучше говорящих большое количество, убедит сидящих вверху спуститься в ванну, - так и у мучеников: тут вместо ванны с водой стоит костер. Так, снаружи стоящие кругом, хотя бы увещевали бесчисленными речами, не весьма убеждают, в то время, когда один кто-нибудь из мучеников не ногу лишь либо руку спустит вниз, но ввергнет все тело, предлагая сильнейший всякого увещевания и совета опыт в действительности, то изгоняет ужас из окружающих. Видите ли, сколько посильнее голос и молчащих мучеников. Поэтому-то Всевышний и оставил нам тела их; исходя из этого они, в далеком прошлом взяв верх, доселе еще не воскресли, но, не смотря на то, что уже за столько времени претерпели подвиги, еще не взяли воскресения, не взяли для тебя и для твоей пользы, дабы и ты, помышляя о таком подвижнике, возбудился к подобному подвигу. Им самим нет никакого вреда от этого замедления, а для тебя происходит величайшая польза от этого замедления. Они потом возьмут то, что не получают сейчас, а если бы Всевышний сейчас же взял их из этого, то лишил бы нас великого назидания и утешения.

В другой беседе, в частности в похвале св. мученику Юлиану свт. Иоанн Златоуст разъясняет, что тела святых покинуты нам в научение. Всевышний, - говорит он, - поделил с нами мучеников: Сам, взяв душу их, тела Он как бы дал нам, дабы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их добродетели. В действительности, в случае если тот, кто наблюдает на окровавленное оружие бойца, на его щит, копье, латы, в тот же час - хотя бы это бы это был ленивейший из всех - вскакивает, горячится и пытается к войне, видом этого оружия возбуждаясь к совершению таких же подвигов, то мы, взирая не на оружие, а на самое тело святого, удостоившееся быть окровавленным за исповедание Христово, хотя бы мы были боязливее всех, можем ли не возыметь великой ревности в то время, когда это зрелище, как бы какой пламя, попадает в нашу душу и призывает нас на такой же подвиг? Для того Всевышний и оставил нам тела святых до времени воскресения, дабы мы имели в них урок величайшего любомудрия.

В похвале египетским мученикам свт. Иоанн Златоуст обосновывает, что мощи святых лучше оружия ограждают город, в котором сохраняются эти святые мощи, от видимых и невидимых врагов, и Самого Всевышнего разгневавшегося смогут преклонить на милость. Подлинно, - говорит он, - тела святых ограждают у нас город жёстче всякой адамантовой и несокрушимой стенки и, подобно высоким горам, расположенным со всех сторон, не только отражают нападения этих чувственных и видимых врагов, но и козни невидимых бесов, и все коварство дьявола ниспровергают с таковой легкостью, с какою сильный супруг ниспровергает и бросает вниз игрушки детей. Остальные, употребляемые людьми средства, как то: стенки, рвы, оружие, войска и все, что придумывает для безопасности обитателей, врагам вероятно отбить при помощи других, громадных и сильнейших средств, находящихся у них, но в то время, когда город ограждается телами святых, тогда враги, хотя бы истощили бесчисленные богатства, не в состоянии будут противопоставить имеющим эти тела городам никакого аналогичного орудия. И не только против козней людей и против коварства бесов полезно нам иметь это сокровище, возлюбленный, но если бы прогневался на нас и неспециализированный наш Владыка за множество грехов, то, предположив в защиту себя эти тела, мы скоро сможем преклонить Его на милость к городу. В случае если совершившие великие подвиги при праотцах наших, предлагая в защиту имена святых мужей и прибегая к наименованию Авраама, Исаака и Иакова, получали некоторое утешение, а от воспоминания этих имен получали великую пользу, то большое количество более мы, предлагая в защиту не имена лишь, но и самые тела, в состоянии будем преклонять Всевышнего на милость, снисхождение и благоволение. А что слова наши не хвастовство, знают многие и из местных обитателей (т.е. Константинополя), и из инопланетян с других мест; они знают какова сила этих святых и подтвердят сказанное, изведав на своем опыте дерзновение их пред Всевышним. Говоря о перенесении костей Иосифа из Египта в Палестину, свт. Иоанн Златоуст в беседе на похвалу великомученицы Дросиды разъясняет, что Иосиф завещал перенести свои кости, не о костях своих вовсе заботясь, но, возможно сказать, опасаясь нечестия египтян. Так как он сделал много великих благодеяний, был питателем их, покровителем, отыскал величайшее облегчение от голода, да и то, что никому не было известно, он первый и один открыл и всем заявил, и, истолковав сновидения, не только предсказал голод, но и внес предложение достаточное врачество против него, так наполнив житницы египетские, что никто не ощущал наступления голода, то, дабы за великие благодеяния не быть признанным по смерти за всевышнего, - так как те варвары легко делают из людей всевышних, - он, отнимая каждый предлог к нечестию, и повелел перенести кости домой. Это - одна из обстоятельств; возможно сказать и о другой, несомненной, по причине того, что ее возможно доказать Писаниями. Он знал, слышал от отца, а тот от деда определил нисшедшее к нему слово, что египтяне будут много лет порабощать и притеснять иудеев. Сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут инопланетянами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет (Быт.15:13). Исходя из этого, дабы они, изнемогая от длительности времени и не перенося бедствия, не отчаялись в своем возвращении и не пали духом, он, давая им величайший залог надежды, предсказал о возвращении костей своих, чтобы они, помышляя в самих себе, что, если бы праведник не был прочно и в полной мере убежден, что все мы возвратимся, то не завещал бы о костях своих, - имели несомненное подтверждение и жёсткую надежду на возвращение в отечество. А что это истинно и что исходя из этого он предсказал о костях своих, не о погребении заботясь, а принимая меры против их неверия, послушай, что говорит Павел: Верою Иосиф, при смерти, напоминал об финале сынов Израилевых и завещал о костях своих (Евр.11:22). Что означает: верою? Как бы следующее: он предвидел, что должно было произойти спустя продолжительное время, да и то, что потомки обязательно займут отчизну. И вот, дабы указать на это, он предсказал да и то, и другое; и чудно и дивно было видеть, как при финале были несены его кости. Тот самый Иосиф, который свел иудеев в Египет, снова предшествовал им и при возвращении, усиливая в них терпение и надежду на будущее. Видя пред глазами своими эти останки, после этого воспоминая всю эту историю и размышляя сами в себе, как он подвергся козням от братьев, был ввержен ров, подвергался крайней опасности, жил в темнице, и о всем другом, произошедшем с ним, позже воображая, как он по окончании всего этого сделался царем Египта, и попечителем и покровителем столь многих, они имели достаточно надежды на спасение от бедствий, неизменно постигавших их, обучась от костей праведника, что никто из веривших в Всевышнего и ожидавших от Него помощи ни при каких обстоятельствах не был Им покинут.

Так, свт. Иоанн Златоуст за святыми мощами признает главным образом воспитательное значение.

В этом же смысле излагает свои мысли и митрополит Столичный Филарет.

Развивая идея о воспитательном значении святых мощей, митрополит Филарет в слове на память прп. Сергия, сказанном 25 сентября 1821 г. говорит: Как воскресением Христовым многие телеса усопших восташа чтобы, по воскресении Его внити во святый град и явитися мнозем живущим для удостоверения об открывшейся силе воскресения: так и поныне телеса усопших святых являются в нетлении с силою чудодейственной и живоносной для нас, живущих, для удостоверения, в случае если к стыду времени имеется и такие между нами неверующие, - для удостоверения в Христовом и в нашем будущем воскресении, для упрочнения немощных в подвигах против греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых к подвигам благочестия.

В том же слове митрополит Филарет растолковывает и самую возможность нетления телес с силою чудодейственною.

Обстоятельство, по которой тело человека тленно, имеется грех, - тот яд, который принял человек первоначально душой, но который отравил и тело. Следовательно, возвращение человека в неистление вероятно только тогда, в то время, когда он прекратит отравлять себя грехом.

Противоядием греху помогает благодать Божия; животворное воздействие ее так же, как смертоносное воздействие греха, простирается по всему существу людской от духа до тела. Но благодать Божия либо сила Божия могущественнее силы греха. В то время, когда умножился грех, - говорит апостол Павел, - стала преизобиловать благодать (Рим.5:20). Благодать Божия вправду исцеляет и восстанавливает то, что грех заражает и разрушает. В талантливых благодать Божия вселяется, как бы попадая собою все тело их; тело как бы одухотворяется и делается талантливым принимать и сохранять в себе отпечатки и следы внутренних благодатных движений. Сщмч. Игнатий Богоносец, к примеру, так приобвык питать сердце свое любительным воспоминанием сладкого имени Иисуса Христа, что сие глубокое душевное впечатление чувственным образом отпечаталось в телесном органе, и в то время, когда, по окончании мученической смерти его, рассечено было сердце, в нем усмотрели буквенно изображенное имя Иисуса Христа (Четии-Минеи, 20 дек.). Сосуд, в котором долго хранится благовонная мазь, заимствует от нее силу благоухания; так и человеческое тело, в котором неизменно обитает благодатная сила Христова, проникается в составе своем а также благоухает для других. Но благодатная сила Христова нетленна и всемогуща. Исходя из этого естественно, что, вселяясь в человека, она информирует телу его нетление и чрез него чудодействует.

Так, митрополит Филарет наблюдает на святые мощи как на дивную приз за благочестие, но эта приз даруется святым не столько лично, сколько для другой, с премудростью и благостью Божией сообразной цели, в частности для возбуждения к благочестию, для упрочнения в подвигах против греха, для научения, что мы должны хранить не только чистоту души, но и тела, уготовляя его в живой храм Святого Духа.

Мысли митрополита Филарета об одухотворенности телес святых опираются на свидетельства Святого Писания и святых отцов.

Сам апостол Павел тела святых именует храмами Духа Святого. Святой Иоанн Златоуст в похвале египетским мученикам говорит, что все устрояющая благодать Божия может и в не сильный телах выполнять дивное. Не душа уже лишь, но и самое тело мучеников делается причастным большей благодати и не только не теряет по окончании нередких терзаний и рассечений той крепости, которую имели, но и получает громадную и высшую.

Святой Иоанн Дамаскин о мощах святых подмечает: Яко по средствам ума в телеса их (святых) вселися Всевышний.

Так, святые мощи являются те земные посредства, чрез каковые Господь проявляет Свою чудодейственную силу и которая помогает нам живейшим напоминанием о небесных молитвенниках за нас.

В этом случае святые мощи имеют для нас также значение, какое имеют и все чудотворные иконы, чрез каковые Господь являет свою чудодейственную силу, но пред чудотворными иконами святые мощи имеют то преимущество, что, являясь храмами Святого Духа, воображают наиболее угодное Всевышнему, а потому более нередкое земное посредство для проявления Его чудодейственной силы. Из этого сам собою решается вопрос о размерах святых мощей.

Для воспитательных целей серьёзен не столько размер и величина святых мощей, как больший либо меньший размер икон, но принципиально важно да и то, что чрез эти святые мощи, будут ли они в виде обнаженных от тела костей либо части их, либо в виде целых тел либо части их, совершается и проявляется сила Божия.

Как сохранить чистоту волос

По этому поводу митрополит Филарет в слове на сутки преподобного Никона говорит, что провидение Божие частью завлекает нас к общению с ними (святыми) чрез их видимые чудодейственные останки, частью же и сие скрывает от нашего видения, дабы вера обучалась и без помощи видимого восходить к невидимому.

Рассуждая о видимом неравенстве видимой награды, даруемой святым, одним увеличивая меру благодати, а другим уменьшая, одних прославляя, а других сокрывая, этот же приснопамятный Владыка приходит к мысли, что это неравенство, возможно, некоторым образом соответствует степеням внутреннего их освящения по мере того, как кто тут подвизался в вере, любви и хороших делах.

Но в этом же неравенстве возможно усматривать и особенное домостроительство Божие, свидетельствующее о непреложности слова Божия. Человек, по слову Господню, земля имеется и должен в землю отойти (Быт.3:19; Еккл.12:7). Во выполнение этого слова Господня земля берет угодников Божьих в свою долю, оставляя нам их останки, но в также время человек создан в неистление, и всемогущая сила Божия, побеждающая естество, идеже хощет, являет особенное промышление и особенную милость, сохраняя нам и целые тела святых Божьих.

В заключении коснемся вопроса, которым многие много интересуются, но о котором еще не поднималось речи в литургической литературе, как раз вопроса о дроблении святых мощей.

Как мы знаем, части святых мощей составляют нужную принадлежность антиминсов, без которых не может быть совершено Божественной литургии. Помимо этого частицы святых мощей надеются под престолом в очень устроенном ящике, в то время, когда освящение престола совершается самим епископом.

В этом случае многих интересует вопрос, откуда берут частицы святых мощей для для того чтобы множества антиминсов и как как раз происходит для этот цели самое отделение частиц святых мощей?

В новые антиминсы частицы святых мощей обыкновенно перекладываются из ветхих антиминсов; но в епархиях большей частью новых восточных, где нет своих мощей и мало ветхих антиминсов, епархиальные Преосвященные, имеющие надобность во святых мощах для антиминсов и для новых престолов, в то время, когда их освящают лично сами Преосвященные, обыкновенно обращаются прося о сем в Столичную Святейшего Синода Контору и от себя командируют доверенное лицо духовного сана в Москву за получением святых мощей, означая наряду с этим определенное их количество, от 50 до 100 и более. Из Столичной Святейшего Синода Конторы посылается указ синодальному ризничему, который и совершает отделение небольших частиц от более больших частиц святых мощей. Время от времени это отделение совершает и ассистент синодального ризничего.

Более большие части святых мощей, от которых отделяются небольшие частицы, нарочито для того сохраняются в шкафах при церкви святого апостола Филиппа, что в Синодальном доме в Кремле, в верхнем этаже церкви Двунадесяти апостолов. Все эти части святых мощей сущность кости святых апостолов, святителей, преподобных, праведных и мучеников. Подлинность их в свое время была засвидетельствована высшею церковной иерархией, о чем имеются сведения в описи патриаршей ризницы бывшего синодального ризничего Саввы (Тихомирова. - Прим. ред.), потом епископа Тверского.

Не смотря на то, что в первые века христианства строили храмы по преимуществу на гробах мучеников, но в последующее время стали строить на местах упокоения святителей, преподобных и праведных. Исходя из этого и части святых мощей в антиминсы и под престолы надеялись и надеются от всех чинов угодников Божьих, где какие конкретно обретаются, без ограничения мученическими лишь частями.

Но так как в хранилище святых мощей церкви апостола Филиппа имеется более частей от святых мучеников и части эти большие относительно с частями других святых мощей, то отделение частиц совершается большей частью от частей святых мучеников. У каждой части имеется на особенной бумажке надпись о принадлежности данной части известному святому либо известной святой; почерк письма этих надписей XVII века; более большие части святых мощей и в ковчеги положены с этими надписями.

Самое отделение частиц святых мощей совершается синодальным ризничим обыкновенно утром в алтаре церкви апостола Филиппа на жертвеннике в епитрахили и поручах. Особенного чина на отделение частиц святых мощей нет, но в большинстве случаев синодальный ризничий совершает отделение с краткими молитвословиями Господи, помилуй, либо тропарями апостолов, святителей, преподобных, мучеников, либо теми, какие конкретно Господь положит на сердце.

Орудиями для отделения частиц святых мощей в большинстве случаев помогали два маленьких ножа, но благодаря притупления лезвий от жёстких костей святых, сейчас для этого употребляются маленькие щипцы.

Отделенные частицы надеются на чистой бумаге, любая заливается белым воском и влагается в небольшой бумажный конвертик; после этого эти конвертики с частицами святых мощей надеются в особенные ковчежцы, причем уполномоченный от епархиальных Преосвященных их пересчитывает. По окончании того ковчежец запечатывается печатью синодального ризничего и отдается под расписку отправленному от епархиального архиерея в особенной книге, где записываются и отпуски святого мира на целые епархии кроме этого по особенным указам Столичной Святейшего Синода Конторы.

Так, актами на выдачу святых мощей помогают: 1) указы синодальному ризничему из Столичной Святейшего Синода Конторы; 2) записи в особенную книгу, выдаваемой святыни с означением епархии, количество выдаваемой святыни, времени получения и 3) донесение о сем синодального ризничего Столичной Святейшего Синода Конторы. Указы о выдаче святыни и книги, в которую записывается эта выдача, сохраняются в архиве синодальной церкви Двунадесяти апостолов, а донесения Преосвященных и синодального ризничего в Синодальной Конторе.

Отделенные и запечатанные частицы святых мощей командированными из епархии лицами представляются своим Преосвященным епископам, каковые хранят их в кафедральных ризницах и по мере необходимости расходуют для вложения в новые антиминсы и под престолы при освящении их епископами.

Онлайн библиотека сайта Православие и мир. 2011-2017

Статьи по теме